5Қар

МАВЗОЛЕЙ КУЙЕУТАМ

Мавзолей «Куйеутам», расположенный на сакральных и священных землях Мангистау, является одним из уникальнейших памятников XII – XIII веков.

Мавзолей расположен в открытой степи, в 40 км к северо-западу от села Сенек Мангистауского района Мангистауской области, на западной стороне некрополя Шопан-ата. (https://mangystau.inmap.kz/kz/places?title=kuyeu_tam_kesenesyi_724)

«Уважения к старшим и милосердия к младшим» – замечательная традиция, которой следовали наши предки с незапамятных времен. Мавзолей Куйеутам как раз-таки может послужит этому наглядным доказательством.

Как следует из названия, мавзолей был возведен зятю святого Шопан-ата, по имени – Бахадур. Поэтому те, кто намеревается посетить некрополь Шопан-ата и почитать там молитву, сначала останавливаются у мавзолея Куйеутам. Здесь люди обычно привязывают белую ленту и бросают милостыню. Суть этой традиции восходит от великого уважения к зятю. И только после посещения мавзолея полагается спуститься вниз к некрополю священного Шопан-ата и в подземную мечеть.

Шопан-ата – один из распространителей суфийского течения, который жил, по преданию, в ХII–ХIII веках.

Казахское слово «Шопан» в народном понимании означает «пастух». Согласно преданиям, Шопан-ата был учеником знаменитого Ходжа Ахмеда Яссауи. Однажды наставник, собрав всех своих учеников, дал задание проповедовать ислам и идею суфизма всему миру. Ученики натянули луки, чтобы отметить место, где они должны будут выполнить «задание». Стрела, выпущенная Шопан-ата попала на землю одного богатого человека в Мангистау по имени Баян. Скотовод нанял ученика Ходжа Ахмеда Яссауи для выпаса овец. Однако, понимая основную цель пребывания «пастуха», Баян отдает ему в жёны свою дочь. Прошли годы, и Шопан-ата построил на этих землях подземную мечеть. Поэтому в народном понимании слово «шопан» закрепилось как «пастух».

Внешний вид мавзолея Куйеутам представляет собой квадратное сооружение в скромном стиле. На стенах разрисованы изображения различных животных, барса, устремленного к небу, отпечаток человеческих рук и ладони, а также рисунки сабли и кинжала. В настоящее время мавзолей входит в число сакральных мест местного значения.